Воскресенье, 28.11.2021, 20:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Вавилонская библиотека

Главная » 2020 » Июль » 3 » Федотов П. А.
09:00
Федотов П. А.

4 июля отмечается 205 лет со дня рождения русского художника Павла Андреевича Федотова.

Его художественное наследие невелико по объему, но великолепно по содержанию, по профессионализму мастера.

Федотов родился 4 июля 1815 года в Москве, в семье бедного офицера. «Сила детских впечатлений, - писал Федотов, основной фонд моего дарования. С детства он многое видел, за многим наблюдал, потому, что был любознателен.

В 10 лет Павел был устроен родителями в кадетский корпус. После его окончания началась его армейская служба. Из-за небольшого жалованья светские развлечения Федотову были не по карману. Поэтому Павел Андреевич стал больше времени уделять службе и серьезно занялся рисованием. Он много рисовал рисунков об окружающей его жизни, но понял, для того, чтобы перейти от правды факта к большой правде искусства, необходимо мастерство, надо учиться. И это привело его в Академию художеств. Он посещал рисовальные классы Академии художеств и формировался, как человек и художник. Федотов пришел в искусство взрослым человеком, в 25 лет.  Многие считали, что он не сможет овладеть в полной мере техникой искусства.  

Но именно благодаря зрелости, Федотов привносит в искусство новые темы, которые до него с такой серьезностью и последовательностью никогда не разрабатывались. Он поднимает темы: тему обличения общественных пороков, тему жизни маленького человека, тему жизни художника, жизни улицы. Творческая жизнь Павла Андреевича была недолгой, всего 8 лет. Но остались полотна, которые знакомы многим.                                                                                              

Картина «Свежий кавалер».

На картине изображен бедный чиновник, который хвастается перед кухаркой своим первым орденом. Он выглядит комично в нелепой и тесной обстановке: на нем затертый до дыр халат вместо римской тоги. На полу валяются бутылки и объедки, под лавкой спит товарищ, который не смог дойти домой после пирушки. Кухарка смотрит на барина снисходительно, с насмешкой и подает ему единственные сапоги.                                   

Картина «Разборчивая невеста».

Сюжет Павел Андреевич позаимствовал из одноименной басни Крылова: высокомерная девушка отказывала многим юношам и в итоге вышла замуж за старого и горбатого. В центре картины живописец изобразил невесту средних лет и жениха на коленях перед ней. За сценой тайно наблюдали родители: они уже отчаялись выдать дочь замуж и с нетерпением ждут ответа. Писарев вспоминал: «Этот укор, облаченный в игривую форму, при первом взгляде возбуждает смех; но за этим смехом и со стороны художника, и со стороны зрителя слышится сдержанное, тяжелое чувство».

Картина «Сватовство майора», 1848 год.

К полотну художник сочинил стихотворное объяснение, целую поэму, в которой рассказывал о неудачной службе майора и его решении жениться.

И вот извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице, —
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус: 
«Я, дескать, до денежек доберусь!»

Павел Федотов. Поэма «Рацея»

Осенью 1849 года на выставке в Академии художеств, представили сразу три картины Павла Андреевича Федотова: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Все они имели колоссальный успех. Знакомый Федотова Андрей Дружинин вспоминал: «Имя Павла Андреевича гремело по городу. Его сослуживцы и друзья находились в полном восхищении». За картину «Сватовство майора» Павел Федотов получил звание академика.

В 1851 году художник закончил произведение о судьбе сестры «Вдовушка». В едва освещенной комнате, задумавшись и глядя в пол, в застенчивой позе стоит молодая женщина. На ней надето траурное платье, через которое мы видим, что она ожидает ребенка. Все на картине дает нам понять, что случилось и что ожидает вдовушку.

Все картины Павла Андреевича заставляют зрителя думать, возможно, поэтому они и современны до сих пор.

Усиленные занятия и постоянная потребность в деньгах сказались на психическом здоровье Павла Андреевича Федотова. Его последней картиной стала «Анкор, еще анкор».

На ней художник изобразил одинокого военного, который от скуки заставляет прыгать собаку. Полотно так и осталось неоконченным. Весной 1852 года Федотов сошел с ума. Друзья поместили его в больницу.

26 ноября 1852 года, в 37 лет, Павел Андреевич Федотов скончался. Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».

В библиотеке Нового поселка есть книги о художнике. Материал о них читайте в разделе сайта "Новые поступления".

 

 

 

 

 

Просмотров: 96 | Добавил: Библиотекарь | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Цитаты
Жила-была четвероногая ворона.
Собственно говоря, у нее было пять ног,
но об этом говорить не стоит.

Даниил Хармс
Группы "ВКонтакте"
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей