Среда, 09.10.2024, 20:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Вавилонская библиотека

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Рождество

«В ожидании чуда…»

В январе мы отмечаем много праздников: Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение.
Сегодня мы поговорим о Рождестве, Святках. В России нет ни одного праздника, который бы сопровождался таким количеством обычаев, обрядов, примет.
На Рождество мы видим сочетание языческих поверий, обычаев с христианскими.
Языческие обряды: гадания, игры, наряды, колядование. В это время русские язычники славили Коляду – бога мира, пиршеств. И в то же время славили Христа, радость по случаю его рождения.
Святками называют двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января).
Рождество Христово – это великий христианский праздник. Бог-отец послал в наш мир своего сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. Мать Иисуса Мария. Мария родила сына в пещере. Первой кроватью Иисуса стали ясли для скота, постелью – солома. Недалеко от пещеры у костра сидели пастухи. Ангел объявил им: «Великую весть вам возвещаю». Ныне в граде Довыдовом родился Спаситель мира Христос. Пастухи побежали к пещере и там увидели младенца и поклонились Ему. Ведомые Вифлеемской звездой, пришли в пещеру – волхвы, поклонились младенцу и принесли в дар золото, ладан и смирну.
Боровиковский Владимир Лукич «Рождество Христово», 1790
Нестеров Михаил Владимирович «Рождество Христово», 1890
Гагарин Григорий Григорьевич «Рождество Христово», 19 век
Петровский Пётр Степанович «Явление ангела пастухам», 1839
Шебуев Василий Козьмич «Рождество Христово» (Поклонение пастухов), 1847
Гагарин Григорий Григорьевич «Поклонение волхвов»
Рябушкин Андрей Петрович «Волхвы»

Как праздновались эти дни в России?
Утро дети проводили в славлении. Славление – это хождение с вертепом, звездою.
В вертепе – маленьком ящике, с помощью кукол, разыгрывались сцены о рождении Христа.
Звезда делалась из бумаги и раскрашивалась. Эта звезда символ той, по которой Христа нашли волхвы.
За своё пение славильщики получали подарки.
В 1702 голу в славлении участвовал Петр 1. Он заходил в дома и пел песни и поздравлял хозяев. Хозяин подносил царю подарок и угощал всех славильщиков.
Участие Петра 1 в славлении.

Соломатин Леонид Иванович «Славильщицы», 1868
Соломатин Леонид Иванович 1878 г. «В погребке на святочной неделе».
Еще ночью начинают колядовать. "Коляда” (или "коледа”) — слово загадочное, и по сей день нет ему ни одного надежного объяснения. Дело в том, что в разных областях России народ придавал этому слову самые различные понятия. Так, на севере называют колядою сам рождественский Сочельник, а колядованием — обряд хождения от дома к дому с поздравлениями и песнями. В Новгородской области колядой называют подарки, получаемые при хождении по дворам. На юге называют этим именем самый праздник Рождества и даже все Святки. У белорусов "колядовать” означает — Христа славить. Если же обмолвится этим словом житель Смоленщины, в его устах оно имеет значение "побираться, просить милостыню”. Когда-то по селам Московской губернии возили на санях Коляду — девицу, одетую поверх шубы в белую рубаху. И пели: "Уродилась Коляда накануне Рождества…”.
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Маслину головку.
А дай, Бог, тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста:
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством
И воздай вам, Господи,
Еще лучше того!

Но уже к началу ХХ века такие сложные действа заметно упростились, а потом свелись к минимуму.
Тихомиров Г. «Коляда», 19 век
Картина Трутовский Константин Александрович «Колядки в Малороссии», 1864
Сергеев Юрий Алексеевич «Ряженые», 20 век
Рябчиков Владимир «Ряженые», 20 век

В Святые вечера православные христиане вечером прекращают все свои дневные дела, в память о событиях Рождества и Крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.
По традиции, в первые дни празднества принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных волхвами.
Также в эти дни принято было вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.
Центральным моментом святочных торжеств была общесемейная трапеза. Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья, готовили также особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, блины и овсяный кисель. На столе ставили дополнительные приборы по числу членов семьи умерших в прошедшем году.
Сергеев Юрий Алексеевич «Сочельник. Рождественский гусь», 20 век
Картина Сергеев Юрий Алексеевич «Пир Ивана 4 в Александровской слободе», 20 век

Последние дни святок были посвящены подготовке к другому двунадесятому празднику - Крещению Господню. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее кристаллами изо льда, лентами и деревянными узорами.
Несмотря на то, что святки - праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен
С самого Сочельника до 19 января ни одна хозяйка не выметала сор из избы, чтобы потом собрать весь его в кучу и сжечь посреди двора. Считалось, что так и беды все из дома выметутся, и урожай будущего года будет защищен (и в саду, и на огороде).
В первую святочную ночь колядовала обычно молодежь, и парни и девушки шли веселой гурьбою по улицам, неся перед собою на шесте или зажженный фонарь в виде звезды, или вырезанный из картона домик с горящей свечою внутри. Останавливались у тех домов, где горел огонь, заходили и пели колядки — песни, в которых славили хозяина со всем его семейством, за что получали в награду или угощение, или деньги. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как "светел месяц”, хозяюшку — "красным солнцем”, детей их — "чистыми звездами”. Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: "Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое…” Подобные обходы проводились трижды — в Сочельник, под Новый год и накануне Крещения. И в каждой семье ждали колядующих, заранее готовили для них угощение и как дети радовались их приходу.
Но уже после первого, рождественского, обхода домов молодежь чаще всего собиралась в заранее подготовленной избе на посиделки, где устраивалась пирушка — на стол выкладывалось все, чем одарили щедрые хозяева, а на подаренные деньги покупалась выпивка, ведь ее на вынос не дают. После застолья начинались игрища, гадания, хороводы.
Это были святочные вечера.
Игрища
Святки праздновались всеми, в них участвовали и стар и млад. Но в основе своей это был праздник молодежи — игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.

Взять, к примеру, те же посиделки. Осенью и зимой такие общие сборища, чтобы вместе повеселиться, устраивались каждую неделю. Но святочные посиделки, и прежде всего рождественские, были особенными. Каждый участник приносил с собой в узелке несколько смен новой верхней одежды — рубах, сарафанов, платков, и при каждой новой игре переоблачался. Молодые же из бедных семейств, не имевшие возможности купить себе обновки, занимали их у более состоятельных соседей, а потом отрабатывали хозяевам, давшим им одежду на время святочных игр. (Кстати, этот обычай переодевания в новое во многих семьях сохранился до наших дней, правда, перенесен был на Новый Год. Кто новую рубашку одевает, кто платье, а кто так просто носки.)

Сегодняшнее значение слова "игра” не совсем соответствует тому, что было употребительно в прошлом. Игрой, например, считалось загадывание загадок. Вероятно, когда-то в прошлом это был какой-то магический обряд. Со временем истинный смысл его затерялся, но традиция сохранила и сам тип вопросно-ответных песен, и древнейшую форму исполнения — двумя группами девушек в виде своеобразного диалога. "Кругло, горбато, Около мохнато; Придет беда, потечет вода”, загадывают одни. Вторая группа отвечает: "Ох, глаза, вы мои глаза, Мои глазоньки…”

Нет посиделок без хоровода. Это тоже своего рода игра, но одновременно и танец. Например, все девушки ходят по кругу (они — "царевны”), а одна оставшаяся ходит по-за кругу ("царевен”) и, с пением определенных куплетов, выводит во второй, больший круг свою первую избранницу, затем — вторую, третью… И так до тех пор, пока из первого круга не выйдут все девицы. Затем вереница девушек делает несколько поворотов, хороводных зигзагов, и на том игра кончается.

В большинстве своем игры были, в общем-то, безобидными. Посреди избы сидит на чурбане старик (разумеется, кто-нибудь ряженый), а вокруг ходит его молодая жена в кокошнике и фате, приплясывает и жалуется на дряхлость мужа. Хор ей подтягивает. Жена посылает мужа пахать, сеять, косить, жать — одним словом, выполнять обязательные для любой семьи сельские работы. В ответ "старик” только кашляет, стонет и дребезжащим голосом отвечает: "Моченьки нет”. Наконец, когда все полевые работы закончены, жена сообщает, что все соседи принялись пиво варить, и зовет его к друзьям бражки испить. Тут "старик” проворно вскакивает: "Пойдем, матушка, пойдем” — и бодренько утаскивает за собой молодую жену.

Одной из любимейших была игра в "молчанку”. По команде: раз, два, три — все парни и девушки должны были хранить самое серьезное молчание. Только ведь кто его долго выдержит, переглядываясь в этот веселый вечер! Даже за каждый смешок, улыбку, ухмылку полагалось наказание: съесть пригоршню угля, поцеловать какую-нибудь старуху, позволить облить себя водой с головы до ног…

Но бытовали и игры, которые в иное время посчитались бы непристойными, например игра "В кузнице”. В избу вваливается толпа перемазанных сажей парней во главе с кузнецом, на котором из всей одежды только портки, а верхняя часть туловища целиком открыта и разрисована кружками, изображающими пуговицы. За кузнецом вносят широкую скамью, покрытую спускающимся до земли пологом, под которым прячутся человек пять-шесть ребятишек. Кузнец расхаживает по избе и хвастает, что может сделать все, что угодно — замки, ножи, топоры и, сверх того, умеет "старых на молодых переделывать”. "Хочешь, я тебя на молодую переделаю?” — обращается он к самой старой из присутствующих. Та, разумеется, не соглашается. Тогда кузнец приказывает одному из своих спутников: "Ну-ка, ты, старый черт, полезай под наковальню. Я тебя перекую!”. Тот лезет под полог, кузнец бьет деревянным молотом по скамье и из-под нее выскакивает мальчишка. Интерес игры состоит в том, что при каждом взмахе молота с кузнеца сваливаются портки, и он остается обнаженным. Когда перекуют всех старых людей в избе, приходит черед девушек. "Тебе, красавица, что сковать?” И каждая девица должна что-нибудь заказать, а потом, выкупая заказ, поцеловать кузнеца, который при этом старается как можно больше измазать ее сажей.

Столичные игры. Игра Санные гонки.
Условия: двое санок; количество участников — четыре человека.
Игра проводится в зимнее время. Участвуют две пары игроков. Отмечается начало и конец игрового поля. Игроки с санками встают в начале игрового поля параллельно друг другу. На санки садятся "пассажиры". Чем пассажир габаритнее, тем лучше. Игра начинается по сигналу ведущего.
Задача игроков: провезти своего пассажира от начала до конца игрового поля, поменяться с ним ролями и вернуться назад. Кто сделает это первым, тот и победил. Важно, двигаясь быстро, не перевернуть санки с пассажиром.
«Санные гонки в Петровском парке», неизвестный художник
Парк, ясная погода. Множество людей, желающих принять участие в игре. Кто готовится к соревнованиям, а кто – то уже участвует.

Игры, песни, хороводы обычно прерывались приходом ряженых (впрочем, ряжеными на Святки ходили и днем, но чаще всего — под вечер).

Ряжение
Хождение ряжеными — отличительная черта всего праздника Святок. Обычай этот никак нельзя считать случайной деталью народного быта, поскольку и сам обряд был повсеместен, и распространялся он на всех, исключая разве что скоморохов.
Можно предположить, что существовала какая-то странная на современный взгляд потребность время от времени вывернуть себя наизнанку. Есть поверье, что на Рождество открываются врата и рая и ада. И на землю выходит вся нечистая сила. И люди, чтобы не быть узнанными, опасаясь нечистую силу переодеваются, рядятся в шкуры, маски, чтобы нечисть признала их за своих. Едва приходил первый святочный день, на улицах появлялись первые ряженые — ребятишки, а вечерами на игрищах или просто в любых домах плясали и "представлялись”, как говорили в прошлом, взрослые.
В этот глагол "представляться” стоит вдуматься.
Представление — это нечто поставленное, подготовленное заранее; представляться — значит выдавать себя за кого-то другого. Потребность представляться вызывается, вероятно, периодически ощущаемой потребностью преобразиться, отрешиться от своего "я”, как бы со стороны разглядеть самого себя, а может быть, даже отдохнуть от этого "я”, превратившись на время хотя бы и в свою противоположность. Неслучайно девицы любили наряжаться в мужское, а парни — в женское. Комический эффект в таких случаях достигался несоответствием наряда (вида) и поведения (жестов, ухваток).
Иное дело — когда рядились всевозможной нечистью. Наряжаясь, например, чертом, человек как бы отмежевывался от всего дурного в себе, концентрируя в своем новом, "вывернутом” образе всю свою чертовщину, чтобы освободиться от нее, когда сбросит наряд. При этом происходило своеобразное "очищение”. Чтобы избавиться от всей нечисти в душе, надо было ее выявить и олицетворить (то есть, ввести в образ), что и происходило во время Святок. Часто за этой личиной люди творили, что хотели и выплёскивали безобразное, негативное из себя.
Наряжались по мере возможностей собственной фантазии, используя самые разнообразные средства. Так, вывернутая наизнанку шуба или меховой жилет и штаны составляли подчас половину дела. Лицо, вымазанное сажей, самодельные кудельные космы, вставные, вырезанные из репы зубы, рога превращали ряженого в жуткого дьявола. Наряжались также покойниками, цыганами, солдатами, ведьмами… Позволялось изображать и действительное лицо, известное всем какой-нибудь характерной особенностью.
Маска-личина — обязательная и древнейшая святочная принадлежность. Личины делались самые разные, в основном, из бересты. На куске березовой коры вырезались отверстия для глаз, носа и рта, пришивали берестяной же нос, приделывали бороду изо льна, брови, усы, румянили щеки свеклой. Наиболее выразительные личины часто хранились до следующих Святок.
В первый вечер орава ряженых для пробы обходила некоторые дома в своей деревне. Ввалившись ватагой в избу, пугая детей, ряженые тут же начинали плясать и колобробить. Когда первый испуг проходил, девушки, конечно же, знавшие о возможности прихода таких гостей, начинали обороняться и выгонять нечистую силу. Поскольку игра носила не только веселый и развлекательный характер, но имела и магический смысл (выгнав из дома нечисть, пусть и ряженую, участники таких игр были уверены, что обезопасили наступающий год, расчистили дорогу новому году), ряженые недолго и сопротивлялись. Под радостные крики хозяев они отступали в сени и часто там и разоблачались. Задачей зрителей было узнать, кто пляшет под той или иной личиной. Разоблаченный ряженый терял в глазах присутствующих всякое значение и считался уже вне игры.
Прелесть хождения ряжеными состояла еще и в том, что рядиться мог любой. Самый застенчивый смело топал ногами и представлялся, самый бесталанный мог поплясать.
Понятно, что с особым нетерпением ждали Святок дети и подростки. Но у них есть и масса других праздников — первый снег, масленица, ледоход… Святки же были едва ли не единственным праздником, в котором активно участвовали замужние и нестарые еще женщины — они запросто ходили ряжеными в другие деревни, позволяя себе то, что в обычное время считалось предосудительным и даже весьма неприличным.
В Святках не было той последовательности, стройности и порядка, которые присущи другим неоднодневным народным праздникам. И сами веселились, и развлекали других все, кто как мог, в этой беспорядочности и заключалась главная стилевая особенность Святок.
Внутри святочного обычая родился и развился целый жанр народного искусства — народная драма, как называет эти представления наука. Их действительно трудно себе представить вне святочной скоморошной традиции, они целиком вышли из ряженых, хотя и вопреки самому духу обычая. Ведь каждый ряженый — актер, а там, где есть актер, должен быть и зритель. Но в старину в ряженом актерство не было главным, ряженый переставал быть таковым, когда его узнавали. В то же время любой человек мог нарядиться и стать ряженым, когда ему вздумается. Бесспорно, народные драмы — явление самобытное, но по своему нравственному значению они не идут ни в какое сравнение с самим обычаем, их породившим. Каждая хозяйка в свою очередь щедро одаривала гостей, угощая выпеченными из теста фигурками птиц и зверей, конфетами и другими сладостями, проявляя к гостям милосердие.
Сергеев Юрий Алексеевич «Ряженые», 20 век
Рябчиков Владимир «Ряженые», 20 век

Гадание
Жуковский писал в поэме «Светлана»
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Нынче многие причитают: "Ох, и нелегко нам живется…” Трудно жилось всегда и всем, неслучайно еще древний мудрец изрек: "Жизнь дана вам не на радость”. Вероятно, еще и поэтому с таким нетерпением люди ждали святочных дней и вечеров — чтобы хоть ненадолго сбросить с себя груз каждодневных забот и тревог, хоть на время оторваться от повседневности. Ведь именно для Святок создало народное воображение такую пестроцветную вязь поверий, гаданий, игр и обычаев.
Под Рождество девушки гадали на свою судьбу. Бывало, гадали и юноши. Это время «перезимья» было для молодежи веселым и беззаботным: осенние полевые работы оставались позади, а пора прясть и ткать еще не наступала. Из глубины веков дошло до нас множество способов гадания. Гадать было принято под Рождество, но ни в коем случае – в день Рождества. Вообще для гадания больше всего подходят три зимних вечера: под Новый год, под Рождество и под Крещение.

Гадание и всевозможная ворожба особенно увлекали детей и подростков, чаще женского пола, взрослых девиц да и замужних женщин. Трудно даже перечислить все виды гадания. В Святки странным образом все вокруг приобретало особый смысл, ничто не казалось случайным. Загадывали на самые незначительные мелочи, любая деталь превращалась в примету, в предвестника чего-то определенного. Запоминалось и истолковывалось все, на что после Святок никто и внимания не обратит.
Вот, например, гадание с петухом. На полу раскладывают щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, монетки, зеркальце, ставят миску с водой. Приносят петуха и смотрят, что он начнет клевать в первую очередь: крупу — к богатству, хлеб — к урожаю, ножницы — суженый будет портной, золу — курильщик, уголь — к вечному девичеству, монетки — к деньгам, если петух тронет зеркало — муж будет щеголем, если начнет пить воду — быть мужу пьяницей.
Результаты гадания редко совпадали с последующей действительностью. Но уже самый ход гадания волновал даже ни во что не верящих, отвечая какой-то неясной для нас человеческой потребности. Впрочем, сила внушения и самовнушения достигала при ворожбе таких размеров, что человек непроизвольно начинал стремиться к тому, что было нагадано, и тогда "предсказание” и впрямь нередко сбывалось.
Особенно много гадали во второй половине Святок, в "страшные вечера” — между Новым годом и Крещением. Считалось, что в это время особенно активной становилась нечистая сила. В эту же неделю зачинался еще один святочный обряд — баловство.

Гадание с зеркалом
Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет – и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.

Страшно припомнить душой оробелою:
Там, за спиной, нет огня...
Тяжкое что-то над шеею белою
Плавает, давит меня!

Ну как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!
Ну как лохматый с глазами свинцовыми
Выглянет вдруг из-за плеч!

Ленты да радуги, ярче и жарче дня...
Дух захватило в груди...
Суженый! золото, серебро!.. Чур меня,
Чур меня – сгинь, пропади!
Афанасий Фет
Гадающая должна быть в помещении совершенно одна, распустить волосы и снять пояс, если таковой имеется. На стол надо поставить два столовых прибора, зеркало и свечу. Затем гадающая должна сесть перед зеркалом и сказать: «Суженный, ряженный, приди ко мне наряженный поужинать». Ровно в полночь она увидит мужчину, заглядывающего ей через плечо. После того как гадающая рассмотрит его лицо, она должна быстро произнести заклинание-оберег: «Чур сего места!». После этих слов образ мужчины исчезнет, а гадающая окажется вне опасности.
Разновидностью данного гадания является обряд с двумя зеркалами, которые ставят друг напротив друга так, чтобы они повторяли свои отражения. Одно из зеркал надо поставить на стол с двумя свечами по бокам. В полночь зажечь свечи, раздеться, сесть на стул между зеркалами и внимательно вглядываться в свое отражение. Если зеркала поставлены правильно, то отражения образуют длинную галерею, в которой и должен возникнуть образ суженого.
Гадание с зеркалом на Святки считалось самым верным, но одновременно и самым опасным, в процессе которого гадающая девушка или женщина нередко лишалась чувств.
Дело в том, что зеркало, по древним поверьям, представляет собой границу, разделяющую реальный мир и мир духов. С этим связано множество примет и обычаев. Так, например, по одному из них, разбитое зеркало непременно сулит скорую беду. Несчастье случится и в том случае, если во время грозы посмотреться в зеркало. Кстати, большая часть «худых» примет связана именно с отражением в зеркале. Женщине категорически запрещалось смотреться в него в те моменты своей жизни, когда она легче всего могла нарушить невидимую границу между миром живых и миром мертвых: при беременности, после рождения ребенка и весь послеродовой период, когда она считалась «нечистой».
В настоящее время изменилась технология производства зеркал: вместо серебряного покрытия используют свинцовое, которое обладает очень короткой «памятью» и вследствие этого менее агрессивно. Однако до сих пор старые, люди не рекомендуют подносить к зеркалу новорожденного из страха, что его неокрепшая душа может раздвоиться и ребенок превратится в злобного колдуна или кровожадного вампира.
Однако зеркало может служить и мощным оберегом. Отразившаяся в нем нечистая сила тотчас теряет свою магическую силу и навсегда утрачивает способность причинять зло людям.
Новоскольцев Александр Никонорович «Светлана», 19 век
Брюллов Карл Павлович «Гадающая Светлана», 1836
Сергеев Юрий Алексеевич «Гадание на суженого», 20 век

Гадание (с валенком) на «сторону», в какую выйдешь замуж.
Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на дорогу и по направлению «носка» валенка узнают сторону, в какую выйдут замуж.
Сергеев Юрий Алексеевич «Гадание перед зеркалом. Святки», 20 век

Существовал также обычай святочного гадания с петухом. Для этого на полу рассыпались предварительно подсчитанные зерна, ровно в полночь приносили петуха (желательно черного) и отпускали его в комнату. По поведению петуха предсказывали будущее. Если он склевал все зерно, год будет удачным, а девушка, рассыпавшая зерно, выйдет замуж. Если петух склевал только несколько зерен, количество подсчитывали и выясняли, в какой день произойдет загаданное событие. Если петух вообще отказывался клевать, это предвещало неудачу. Вокруг петуха расставляли и другие предметы. Если петух во время гадания посмотрится в зеркало, жених будет красавцем и щеголем.
Гадание первое. Для этого гадания понадобиться, собственно говоря петух, несколько тарелок, зеркало, ножницы, зерно, хлеб, уголек и вода. Угощение для петуха надо положить в тарелки, тарелки расставить полукругом, чтобы петух сразу увидел все тарелки. Принести петуха и поставит его перед тарелками. Далее нужно посмотреть к какой тарелке петух подойдет первый раз, если петух будет клевать зерно или хлеб то муж будет богатый, зажиточный, если петух к зеркалу подойдет то щеголем будет, ножницы его заинтересуют, будет муж хорошим мастером, если петух пить станет то пьяницей муж будет, а если вдруг уголек клевать станет то не выходить замуж гадающей. Это один из наиболее простых способов гадания и поэтому очень популярных в былые времена.
Гадание второе. С помощью петуха и курицы определяли, кто в будущей семье будет главой. Для этого гадания надо: курица, петух, недлинная веревка, корзина. Брали петуха и курицу, связывали их хвостами и накрывали сверху корзиной, и смотрели, кто потащит корзину, коль петух в свою сторону корзину сдвинул, значит, муж будет строгий и властный, а если курица корзину потащила, значит, жена будет главой семейства. Вот такие интересные гадания бытовали в недалеком прошлом.
Русские святочные гадания на курах, 1858
Гадание с петухом, 19 век
Маковский Константин Егорович «Святочное гадание», 1900 Маковский К.Е."Святочные гадания"
Конечно же, девушки просто не могли пропустить такой удобный момент, чтобы не погадать на свое будущее.

Сергеев Юрий Алексеевич «Ночное гадание. Святки», 20 век

Гадание на воске. Растапливали воск и выливали в посуду с водой. Смотрели какие фигуры получатся и расшифровывали их.
Крамской Николай Иванович «Святочное гадание», 1870
Пимоненко Николай Корнильевич «Святочное гадание», 1888

Гадание на картах.
В некоторых районах практиковалась своеобразная вариация карточного гадания.
Для этого в ночь под Новый год клали под подушку четырех карточных королей из колоды. Какой-приснится или будет вытащен поутру первым — таков будет и жених.
Венецианов Алексей Гаврилович «Гадание на картах», 1842
Сергеев Юрий Алексеевич «Гадание на картах», 20 век
Кожин Семён «Святочные гадания», 2008

Гадание на поленьях
Надо подойти к поленнице задом и на ощупь выбрать себе полено. Если оно ровное, гладкое, без сучков, супруг попадется с идеальным характером. Если полено толстое и тяжелое – муж будет состоятельным. Если сучков много – в семье народится немало детей, а коли полено кривое – муж будет косой и хромой. Гадание весьма интересно, но когда гадала я – выбрала полено кривое, но супруг мой вполне «ровный», если только руки не из того места растут.
Гадание с кошкой
Загадайте желание, позовите вашу кошку. Если она переступит порог комнаты левой лапой, желание сбудется. Если правой – не суждено.
Гадание по тени
Взять газетный лист и хорошенько его смять (но не скатывать в плотный шар!). Положить смятую бумагу на тарелку и поджечь. Когда бумага полностью прогорит, поставить рядом с тарелкой свечу и посмотреть на тень, которую сгоревшая газета отбрасывает на стену. Значение возникших фигур аналогично толкованию восковых фигур.
На Рождество ходили к гадалкам.
Сергеев Юрий Алексеевич «У гадалки», 20 век
Сергеев Юрий Алексеевич «Русь языческая. Волхв», 20 век (волхвы тоже гадали на год вперёд, как и позднее гадалки)

Баловство
Как бы в подражание разыгравшейся нечисти, парни чудили вовсю: опрокидывали поленицы дров, закладывали чем попало ворота, так что хозяевам не выйти на улицу; забирались на крыши и закладывали досками трубы — при топке печи избы наполнялись дымом…
Эти проказы словно бы давали выход накопившимся за год отрицательным эмоциям. Можно предположить, что баловство играло роль своеобразной "прививки”, предупреждающей настоящую "болезнь”. Изведав свойства и действие малого зла (святочное баловство), человек терял интерес к большому злу, у него вырабатывался нравственный иммунитет, невосприимчивость к серьезной заразе. Неслучайно на баловство ходили в основном малая ребятня, подростки и те взрослые мужики, которые по каким-то причинам не достигли нравственной зрелости в положенное время, то есть в детстве.
Орава озорников шныряла в полночь по деревням, и то, что плохо лежало или было оставлено без присмотра, становилось объектом баловства. Так, оставленные на улице сани непременно ставились на дыбы, и утром хозяину никто не помогал и не сочувствовал. Половики, оставленные вымерзать на жерди, служили материалом для затыкания печной трубы; ведром, оставленным у колодца, носили воду, чтобы приморозить ворота…
Более серьезным делом было раскатывание дровяных полениц и банных каменок. В обычное время никто бы не осмелился этого сделать, это считалось преступлением, но в Святки прощалось все, хозяева хотя и ругались, но не всерьез.
… Озорное веселье, гадания, ряжение, праздничное беспутство — все это были тяжкие грехи с православной точки зрения. Чтобы очиститься, смыть их с себя, все участники святочных забав обязательно купались в проруби на Крещение. Или же обтирались крещенским снегом. И тогда с чистой душой встречали мясоед — те недели перед Масленицей, которые считались свадебными.
Картина Коверзенев П. «Испуганные гадальщицы», 19 век

На Новый год и Рождество почти в каждом доме устанавливается елка.
Этих праздников мы все ждём с нетерпением, особенно ребятня. У них утренники, подарки, каникулы.
Картина Решетников Фёдор Павлович «Прибыл на каникулы», 1948 год.
Картина в 1949 году она была отмечена Сталинской премией.
Совокупный тираж открыток с репродукцией этого произведения составил свыше 13 миллионов экземпляров – больше, чем какой-либо другой открытки, выпущенной в Советском Союзе.
Мы отмечаем все зимние праздники. Соблюдаем многие обычае. Радуемся как дети подаркам, гостям, ёлкам, сюрпризам всему происходящему и ждём чуда!
Категория: Статьи | Добавил: Библиотекарь (22.02.2012)
Просмотров: 804 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Цитаты
Чертовски синий и красивый
Лежит Индийский океан;
Он под винтом кипит бурливо,
А дальше - гладкий, как лиман.
Закат - что зарево пожара,
И против гаснущих лучей
На мачте силуэт ласкара
Во тьме поёт "Хем декти дей!".

Мир так хорош и так широк,
Гляжу - и всё не наглядеться!
Он, может статься, и жесток -
Но от него куда мне деться?

Р. Киплинг, "Мир так хорош"
Группы "ВКонтакте"
Форма входа
Поиск