«Первая кисть России»
(1799-1852)
В области искусства, в творчестве сердца
русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших
условии прекрасную литературу удивительную живопись и оригинальную музыку,
которой восхищается весь мир. Гигант Пушкин - величайшая гордость наша, а рядом
с ним волшебник Глинка и прекрасный Брюллов.
М. Горький
Великий Карл - так еще при
жизни называли современники замечательного русского художника Карла Павловича
Брюллова. Его имя ставилось рядом с именами Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка.
Профессия художник в семье Брюлловых была
традиционной: прадед, дед, отец - все принадлежали к художническому цеху.
Прадед Карла Брюллова - Георг Брюлло,
орнаментный скульптор (из французских гугенотов) прибыл в Санкт-Петербург в
1773 году с двумя сыновьями и был принят на императорский фарфоровый завод.
Старший его сын Иван, также скульптор, имел сына Павла Ивановича Брюлло -
академика орнаментной скульптуры, живописца-миниатюриста, который и стал
впоследствии отцом знаменитейшего художника.
Родился
Карл Брюллов 12 (23) декабря 1799 году в Петербурге. Братья Карла, старшие
и младшие, все учились в петербургской Академии художеств.
Карла Павлович поступил в Академию в 1809 году. Благодаря редкой одаренности
и изрядной домашней подготовке он с первых шагов резко выделялся среди своих
сверстников.
Система образования основывалась на
принципах классицизма, имевшего строгий
свод канонизированных правил. Последовательность обучения была незыблема.
Вначале - копирование с оригиналов, сперва с натюрмортов, затем с фигурных
композиций. Позже - рисование с гипсовых слепков античных голов и фигур. Далее
- рисование с манекенов, задрапированных "под людей", своего рода
переходная ступень от гипса к живому человеку. И только после всего этого шло
рисование с живой натуры.
Брюллов постоянно обгонял своих
однокашников. Ему не только было позволено до времени начать рисование с
гипсов, много раньше своих соучеников он получил разрешение заниматься
собственными композициями. Первая среди них - большой, подцвеченный пастелью
рисунок "Гений искусства".
Растущее
пристрастие к натуре не могло не просочиться и в академические программы.
Наиболее яркий тому пример - программная картина "Нарцисс", написанная Брюлловым в 1819 году. В
"Нарциссе", как ни в какой другой ученической работе, чувствуются
истоки будущего Брюллова, художника, который всегда будет стремиться к
осмыслению изображаемого. К тому же тут ясно ощущается влечение к живой натуре,
которое вскоре выведет Брюллова из плена классицистических канонов.
Нарцисс, смотрящий в воду
За эту работу К.Брюллов был награждён
второй золотой медалью Академии художеств.
Считается, что голова Нарцисса как-то
подозрительно напоминает черты самого Брюллова, хорошо известные по многочисленным
его автопортретам. Автопортрет в образе Нарцисса! Что это - догадка о себе,
указание на черту характера, которую он знает за собой, и предостережение себе
же: "посеешь характер - пожнешь судьбу"?
В 1821 году Брюллов заканчивает Академию. После окончания Академии ему хотелось
осмотреться, собраться с мыслями, а главное, начать работать самостоятельно.
Первые
десятилетия XIX века в России богаты не только историческими событиями.
Духовная жизнь общества, жизнь литературы и искусства той поры отмечены бурным
развитием, сложностью, противоречивостью. Одно за другим возникают новые
направления, стили, в чем-то наследующие уходящим, в чем-то категорически друг
друга отрицающие. Еще в начале века в недрах классицизма зарождается романтизм. Из Европы же приходят идеи нового направления
- сентиментализма. Брюллов много острее большинства своих сверстников ощущал
новые веяния. За недолгий период самостоятельной работы - с 1821 по 1823 год -
он постепенно приобщается к новым идеям, идеям романтизма, которыми уже были
захвачены современные ему русские литераторы - Пушкин, Жуковский, писатели и
поэты круга декабристов.
Его особенно влечет портрет - жанр, считавшийся в Академии низким родом живописи. Романтизм, в отличие от
классицизма, огромное значение придает цвету, и характерно, что Брюллов на
тогдашнем этапе самостоятельного творчества почти не рисует. В масле, акварели
он создает серию живописных портретов - "Портрет
A.Н.Рамазанова", 1821
Портрет своего покровителя
статс-секретаря «Портрет Петра Андреевича Кикина»,1821 Третьяковская галерея, Москва
«Портрет брата Александра», 1823
Конечно же, его первые опыты еще бесконечно
далеки от таких блестящих образцов русского романтического портрета, как
портреты А.К. Швальбе, Е.В. Давыдова кисти Кипренского. И все же в лучших из
портретов ему удается уловить и передать неповторимые черты личности, строй
души, непринужденность проявления характера.
В 1821 году в Петербурге
усилиями энтузиастов было учреждено Общество поощрения художников, главной
целью которого было всеми возможными средствами помогать художникам и
способствовать широкому распространению всех изящных искусств.
Карлу и Александру Брюлловым была оказана честь стать первыми
пенсионерами Общества в Италии.
Картина «Итальянское утро»
Зимний
дворец королевы Вюртембергской, Германия
Как ни много сил отдавал Брюллов эскизам
на мифологические и библейские темы, он в то же время неудержимо стремился
прикоснуться кистью к живому теплу бурлящей вокруг жизни. Процесс внутреннего
противоборства завершится к началу 1830-х годов: после 1829 года он, в сущности перестанет обращаться к мифологическим
сюжетам, свое истинное призвание он найдет в живописи портретной и жанровой. За годы пребывания в Италии Брюллов в
разных техниках - масле, акварели, сепии, рисунке - создал около ста двадцати портретов. Более сотни разных характеров, образы
людей различных национальностей, разных профессий, индивидуального душевного
склада. В обширную галерею воссозданных им образов входят русские художники,
скульпторы, писатели, музыканты, общественные деятели: "Портрет С. Ф. Щедрина"1824,бумага, акварель,93х46
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
«Портрет
архитектора К.А.Тона», 1827
Высшими достижениями Брюллова в области
интимного, камерного портрета по праву можно назвать портрет князя, «Портрет
Г.Г.Гагарина», 1829
В 1831 году Брюллов начинает писать "Портрет Анатолия Демидова».
Картина
"Полдень", 1827 год.
Нелестный прием картины и необходимость
оправдываться заставили художника принять решение, которое привело к крутому
повороту в его судьбе. 28 мая 1829 года
Брюллов отсылает в Петербург письмо, в котором вежливо отказывается от
дальнейшего пенсиона Общества.
Картина
"Всадница", 1832 год. Эта блестящая картина Брюллова сразу
поставила его в ряд с крупнейшими живописцами Европы. Виртуозно написанная, она
вызвала сенсацию в Риме.
Последний день Помпеи (Карл Брюллов),
1833
за
фантастически короткий срок - семнадцать дней - пишет полотно "Смерть Инессы де Кастро" (1834).
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1834 году Брюллов
получает предложение В.П. Давыдова принять участие в научно-познавательной
экспедиции в Малую Азию и на Ионические острова. Во время этого путешествия в
1835 году Брюллов создает серию образов греческих повстанцев - портрет их
вождя, инсургента Теодора Колокотрони,
композиции "Раненый грек",
"Грек на скале".
Портрет греческого инсургента Теодора
Колокотрони 1835г,
Раненый грек, упавший с лошади,1835г
Грек на скале, 1835г
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Величественная природа Греции поразила
Брюллова. Он, который никогда не был увлечен изображением природы как таковой -
она присутствовала в его произведениях как фон или как среда действия, - здесь
делает несколько прекрасных пейзажей. Среди пейзажей резко выделяются три: "Долина Дельфийская",
"Итомская долина перед
грозой",
"Дорога в Синано после грозы".
Из-за болезни Брюллов был вынужден отстать
от экспедиции. Глубокой осенью 1835 года он направляется в Россию и 25 декабря впервые
в жизни оказывается в Москве.
Можно
себе представить, как ожидали в России "Последний день Помпеи",
которая неторопливо шествовала по Европе и, побывав в Париже, наконец достигла
родины. Ликованию соотечественников не было предела.
Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии
художеств, картина стала предметом патриотической гордости. Ее восторженно
приветствовал А.С. Пушкин:
Везувий зев открыл - дым хлынул клубом -
пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры
падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.
Многие
встречи имели сильное воздействие на дальнейшее развитие мировоззрения
Брюллова. Две из них оказались особенно важны: с Пушкиным и с прославленным московским портретистом, самым
значительным в те годы в Москве живописцем В.А.
Тропининым.
Высшие достижения Брюллова
будут лежать отныне не в области исторической картины, а в сфере портрета. Он станет законным наследником и продолжателем
традиций именно русской портретной школы. Встреча с Тропининым оказалась первой
после приезда из Италии встречей с отечественным искусством портрета. Он увидел
здесь новый для него метод работы, когда в предварительных набросках идет
процесс досконального изучения натуры и претворения ее без прикрас, без
сознательного подтягивания к "идеалу". Сам Брюллов натурных рисунков
к портретам не делал, его подготовительная работа заключалась в эскизных разработках
композиционного решения.
С 1836 года Брюллов начинает работу над
огромным полотном по заказу Николая I -
"Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году",
которая никак не укладывалась в заданные историей Карамзина рамки. Фальшивый
посыл сложнейшей композиции огромного, нажим, опека - все это было ненавистно
живописцу. В 1843 году он повернет недописанный холст к стене и более к нему не
прикоснется.
Но этот эпизод лишь положил начало
тягостным отношениям, наступившим между царем и "первой кистью
России".
Брюллов по масштабам своего дарования
стремился к монументальной живописи, к фреске. И когда после пожара Зимнего в
1837 году Брюллов просит царя дать расписать ему фресками стены дворца на темы
истории России, то его хлопоты, кстати, горячо поддержанные поэтом Жуковским,
не увенчались успехом. (Но Брюллов
расписывал Казанский собор).
Знакомство
с Эмилией Тимм.
Брюллов обращается к своему любимому
жанру – портрет.
Портретное наследие Брюллова имеет не
меньше ценности, нежели принесшая художнику мировую славу "Помпея".
«Портрет Жуковского», 1838 год
Портрет В.А.Жуковского
Около 1839 года Карл Павлович берется за
создание нового «Портрета Юлии Самойловой».
Самойлова приезжает по делам наследства в
Петербург в самый тяжелый период, когда после бракоразводного процесса,
оклеветанный в глазах общества, Брюллов чувствует себя потерянным и бесконечно
одиноким. Самойлова окружает его нежной заботой. Он словно бы вновь обретает,
воскрешает в душе прежний свой идеал, вновь верит, что жизнь не соткана только
из измен, обмана, предательства и клеветы, что все его портреты, воспевавшие
прекрасную женщину, прекрасного человека, не ложь и не пустая фраза. И вот
тогда, словно желая утвердиться в этом чувстве, он берется за новый портрет Самойловой.
Портрет имеет второе название - "Маскарад". Содержание этого
портрета - торжествующее явление красоты и духовной силы независимой, яркой,
свободной личности. Фантастическая грандиозность архитектуры помогает
проявиться этой новой грани авторского замысла: кажется, там, в глубине
огромного полотна, не просто веселятся маски на обычном маскараде, а там
творится маскарад жизни - каждый пытается выдать себя не за того, кто он есть
на самом деле. В этом мире лжи Самойлова, полная человеческого достоинства,
пренебрежительно скинувшая маску, гордо демонстрирует свою непричастность к
лицедейству света.
«Портрет
Волконской», 1842 год Портрет З.А.Волконской
((1792-1862)
Гравюра
М. Майера с утраченной акварели К.Брюллова(1830г).
Собрание музеев замка Сфорца, Милан, Италия
3.А.Волконская,
отличавшаяся незаурядным литературным, сценическим и вокальным талантом, была
воспета Пушкиным, Козловым, Баратынским, Веневитиновым.
В портрете Брюллова она задумчиво сидит в
кресле, устремив в неведомые дали вдохновенный взгляд голубых глаз. Облику
Волконской, тонко прочувствованному художником, созвучны слова, посвященные ей
Пушкиным:
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновения,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком
И вьется и пылает гений.
Брюллова связывала с 3.Волконской искренняя
дружба и взаимные творческие симпатии, не прекращавшиеся до конца жизни
художника.
Петербургский климат стал выносить художнику
свой приговор... По настоянию врачей весной 1849 г. Брюллов покидает
Петербург, Россию. Через Германию, Бельгию, Англию он прибывает на
благословенный остров Мадейру. После лечения, в 1850 г. возвращается в Рим,
с которым была связана его молодость и европейская известность.
Он уезжает, надеясь на возвращение, не
зная, что три года спустя смерть настигнет его на чужбине. 23 мая 1850 года Брюллов отправился в
Испанию. Он побывал в Барселоне,
Мадриде, Кадиксе, Севилье. Во время путешествия почти совсем не рисовал. Только
смотрел. Смотрел жадно, как в молодости. Наблюдал повседневную жизнь Испании,
не похожую на быт ни одной из европейских стран. А главное, вбирал в себя
впечатления от искусства Испании. Часами стоял у работ своего любимого
Веласкеса. И, судя по некоторым произведениям, созданным по приезде в Рим, был
немало захвачен творчеством мастера, которого до тех пор знал очень мало, -
Ф.Гойи.
Два последних года жизни, проведенных в
Италии, оказались необычайно плодотворными в творчестве Брюллова. Он переживает
период новых творческих исканий. Среди созданного в те два года есть ряд
произведений, которые внушительно свидетельствуют о том, что если бы не
преждевременная смерть, Россия и Европа увидели бы в лице Брюллова совершенно
иного, нового художника.
Судьба
сводит художника с замечательным человеком - Анжело Титтони, соратником
Гарибальди, участником революции 1848 года. После поражения революции Титтони,
как другие патриоты, продолжает участвовать в антипапском подпольном движении.
Практически два последних года Брюллов
живет под кровом семьи виднейшего итальянского революционера.
Ощущение современности остро чувствуется в
ряде произведений, созданных в последние годы. Великолепные портреты Анжело Титтони, его братьев-карбонариев, его
дочери Джульетты, изображенной в латах и с лошадью, как бы уподобленной Жанне
д'Арк, его матери Екатерины Титтони, ученого археолога Микеланджело Ланчи,
"Портрет аббата" - в этой галерее образов Брюллов запечатлевает лицо
страдающей, угнетенной, но непокоренной борющейся Италии. Глубина
постижения характеров вновь превращает брюлловские портреты в своего рода
исторические свидетельства, в них отражен дух времени. Все они заряжены могучей
жизненной силой. Но теперь его влечет не столько общепринятое понятие красоты,
сколько пластическая гармония, присущая живой реальности. Красота правды - вот
что отличает все листы серии, посвященной лаццарони. Этот цикл показывает
умение зрелого мастера глубоко видеть и обостренно чувствовать
действительность.
Еще одно проявление новых тенденций в творчестве Брюллова тех лет -
обращение к драматической ситуации, взятой из повседневной жизни.
Картина «Политическая демонстрация в
Риме», 1850 год.
Картина
"Процессия слепых в Барселоне", 1850 год находится в Милане. Но и
по репродукции видно, целый ряд новых свойств делает ее совершенно непохожей на
прежние жанровые сцены художника.
В
первый итальянский период Брюллов воспринимал и изображал жизнь как вечный
праздник, он не видел и не хотел видеть ни гримас нищеты, ни убогости, ни
трагических происшествий. Драматические ситуации пугали его, нарушали гармонию
его внутреннего мира. Теперь, на склоне лет, он создает впервые в жизни сцену,
исполненную обнаженного драматизма. Иными словами, на исходе жизни Брюллов
делает первые шаги по дороге развития подлинно реалистического искусства.
Последние работы Карла Павловича Брюллова -
портреты, композиции на политические и драматические современные темы,
пронзительно правдивые сепии цикла "Лаццарони на берегу моря", а
также произошедшие изменения в самой манере живописи с полной очевидностью
свидетельствуют о том, что художник вступил в новую фазу творчества, что он
поднялся на новую ступень познания и мастерства.
"Лаццарони на берегу моря"
Серия сепий "Лаццарони на берегу
моря", созданная художником в последний год жизни, свидетельствует (вкупе
с его другими "закатными" работами) о рождении "нового"
Брюллова. Темой серии стала жизнь итальянских босяков - "лаццарони".
Брюллов рисовал их с натуры, бродя по берегу моря в те редкие минуты, когда
отпускала сердечная боль. Это был совершенно иной, нежели раньше, взгляд на
мир: словно спали оковы искусства, и глаз художника впервые увидел мир не
сквозь призму придуманных задолго до него формул красоты, а таким, каков он,
этот мир, есть на самом деле. Это уже реализм чистой воды. Сепия "В полдень"
(вверху) представляет зрителю живописное "босяческое" семейство,
привольно расположившееся под полуденным солнцем; сепия "Лаццарони и
дети" - живописная сценка, пронизанная любовью к миру и мягкой иронией.
Тут словно евангельское слышится: "Они не сеют, ни окнут, ни собирают в
житницы; и Отец ваш Небесный питает их". |