Каталог статей
Цикл бесед о русских художниках.
Павел Андреевич Федотов. «Гоголь в русской живописи» Павел Андреевич Федотов родился 4 июля 1815 года. Его отец был суворовским солдатом. Семья Федотовых жила в бедности, на грошовую пенсию отца. Нужда преследовала художника всю жизнь. Сам Павел Андреевич считал, что «сила детских впечатлений, запас наблюдений» составляют основной фонд его дарования. В Огородниках проходило его детство и здесь он наблюдал жизнь самых разных людей, «неуглаженных светской жизнью». Основная масса этих людей: ключниц, купцов, кухарок состояла с Федотовым в родне. ОН вспоминал позже, что чувствовал с этими людьми свою «сближенность». Отец художника был суровым человеком, не умевшим прощать даже незначительные человеческие слабости. Нелёгкая жизнь высушила душу бывшего воина, который выйдя в отставку служил за скромное жалованье в Управе благочиния. Но в то же время перед глазами будущего художника был пример человека, имевшего право гордиться своей неподкупностью. В доме царила атмосфера честности, порядочности и это способствовало нравственному становлению Федотова. В 1826 году, около десяти лет от роду, Федотов поступает в Московский кадетский корпус. Вследствие недостатка средств для домашнего воспитания сведения Федотова были очень ограниченны, что, впрочем, благодаря его громадным способностям и памяти, а также любознательности, не мешало ему учиться хорошо, и скоро он становится лучшим воспитанником в классе, производится в унтер-офицеры. Он обладал хорошей памятью. Дословно излагал материал прочитанный или услышанный. Но с годами память стала слабее. Любимыми его науками были математика и химия, но больше всего он занимался, освободясь от уроков, рисованием. Музыкой он также занимался, состоял в корпусном хоре тенором-солистом. Несмотря на свои способности к рисованию и уже тогда вполне определившуюся наблюдательность, в классных занятиях по рисованию он совсем не отличался и даже как будто пренебрегал ими лично для себя, работая исключительно для товарищей. Это не мешало ему, однако, слыть среди начальства и товарищей лучшим рисовальщиком в корпусе; его тетрадки и книжки были изрисованы по полям головами и фигурами всех, кто только попадался ему на глаза, причем сходство в большинстве случаев бывало разительное. Он взялся за карандаш, наблюдая за жизнью Петербурга. Он писал: «Какая смесь одежд и лиц, наречий, сословий, что за костюмы!.. Едет купец, уязвлённый золотой стрелой корыстолюбия, едет эффектный гвардеец из отпуска, едут юные дети определяться, кто в корпус, в будущие Ахиллесы или повесы… едут оскорблённые надежды без порядочной одежды…» Можно сказать, что он был воскресным художником, при этом зорким, остроумным, наблюдательным. Федотов блестяще закончил Кадетский корпус и выбрал место службы – Финляндский полк, стоящий в Петербурге. Благодаря своему живому, общительному и веселому нраву Федотов был общим любимцем в корпусе, и в особенности его любили товарищи, которым он помогал в занятиях. В 1833 году он кончил свое учение и, как первый по успехам в науках, был, согласно обыкновению, записан на мраморную доску и выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк. По выпуске из корпуса Федотов первое время закружился было в вихре петербургской жизни, но, не лишенный здравого смысла, скоро понял, что ему с его скудными средствами нельзя тянуться за товарищами и позволять себе расходы, превышающие его бюджет, без боязни запутаться в долгах, вследствие чего он, помирившись с суровой действительностью, обратился к серьезной деятельности. Он стал заниматься службой, а в свободные часы любил читать и зачерчивать в альбом виденное. Но это его не сделало нелюдимым; напротив, он очень любил общество, а его неистощимая веселость, способность увлекательно и живо рассказывать, как то было и среди корпусных товарищей, скоро превратили его в любимца полковой семьи офицеров. Он охотно знакомился с людьми, если эти знакомства были ему по карману и не вводили в излишние траты; делал он это из жажды наблюдений, так свойственной его артистической натуре. Тогда никто не подозревал, что Федотов станет художником, о котором будет говорить весь Петербург. Федотов совершает уединенные прогулки в отдаленные местности столицы или же наблюдать солдатский быт у себя в полку. Обогащая себя таким запасом наблюдений - от чиновника и барышни до солдата и прачки, - он стал еще усерднее заниматься рисованием, делая эскизы и наброски типов и сцен, им виденных. В то же время он старался учиться азбуке искусства, старался писать с натуры виды и портреты. Первыми ему служили окрестности казарм Финляндского полка, а для вторых он нашел сговорчивых товарищей, которые терпеливо позировали ему, находя, что "портреты, которые делает Федотов, всегда похожи". Это заставило его серьезнее взглянуть на свое рисование, чему помогли также случайные встречи с учениками Академии художеств, которые посоветовали ему посещать вечерние классы Академии, что он и исполнил сейчас же. Академия художеств находилась неподалёку от казарм Финляндского полка. Он усердно посещал вечерние классы, занимаясь рисованием ушей, носов и других частей человеческого тела, то есть изучая простую азбуку искусства. С редким упорством он просиживал над этими ушами и носами, стирая и рисуя их до тех пор, пока не оставался доволен правильностью рисунка; выслушивал все без исключения замечания, отказывался от рисования более трудных предметов, когда еще не чувствовал в себе достаточно силы справиться с ними. В это время он стал часто посещать Эрмитаж. Со своими работами он обратился в Брюллову.И Брюллов сказал ему, что работые не плохие, но Федотову не хватает техники и что она тяжело дается с возрастом, он опоздал стать профессиональным художником (по возрасту). Федотов остался в полку и отказался от карьеры художника. Постепенно он сближается с наиболее образованными офицерами своего полка и их семьями. Это семьи Дружининых, Ждановичей. В часы досуга Федотов рисует маневры и полковые праздники. ОН стремится передать жизнь, движение, отношения связующие людей. Такова акварель «Встреча в лагере лейб – гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года». Картина «Солдаты в походе», 1830. Картина «Бивуак лейб – гвардии Гренадёрского полка», 1842 год. Картина «Прогулка», 1837. «Портрет отца», 1837 год. Портреты не были новостью в русском искусстве. «Уличная сцена в Москве во время дождя», 1837 год. Картина «Передняя частного пристава накануне большого праздника». Федотову нелегко далось решение оставить военную службу. В 1844 году он снимает военную форму и сменяет её на гражданскую. С выходом в отставку Федотов должен был довольствоваться скромным содержанием. Он занял небольшую, из двух комнат, квартиру, - в одной комнате он устроил себе и мастерскую, и спальню, в другой поместил своего верного Коршунова. Рисунок «Старость художника, женившегося без приданного в надежде на свой талант». Рисуноки «Смерть Фидельки» и «Последствия смерти Фидельки», 1844 год. Работал он упорно и самоотверженно. Федотов отказал себе и в личном счастье. Он говорил: «Меня не хватит на две жизни, на две задачи, на две любви – к жизни и искусству». Он посещает Эрмитаж. Изучает картины. Но творчество Федотова питалось впечатлениями от русской действительности, осознать которую ему помоги Гоголь, Достоевский, Островский. Он сам говорил о себе: «Моего труда в мастерской немного – только десятая доля. Главная моя работа на улицах и в чужих домах, я учусь жизнью. Я тружусь, глядя в оба глаза». Картина «Свежий кавалер», 1846 год. Картина «Разборчивая невеста», 1848 год. Картина «Сватовство майора», 1848 год. В конце 40 годов Федотов – зрелый мастер. В 1851 году он решил написать картину «Приезд Николая 1 в Институт». Но картина не была завершена. Потому что императора нужно было изобразить в виде нежного отца. Федотов не хотел этого делать, он не желал быть оплачиваемым льстецом. Федотов писал по этому поводу «Совесть у человека – это гениальная способность» и ещё «Променяет ли птица осиновую ветку на золотую клетку». Картинка «Зимний день». Гармонию, которую искал Федотов в жизни и живописи он выражает в портретах. «Портрет Надежды Петровны Жданович за клавесином», 1849 - 1850 Портрет детей Жербина («Дети с бабочкой»), 1851г «Завтрак аристократа», 1849 – 1850. Картина не обещала стать событием и не стала. Мысль, почерпнутая из фельетона, была мелковата. Работал он с удовольствием. Так опытный музыкант проигрывает для практики трудные пассажи, радостно удостоверяясь в гибкости и бойкости своих пальцев, в подвластности им каждой клавиши. Картина «Вдовушка», 1851- 1852 Но Федотов еще несколько раз переписывал всю картину. Федотов находится в духовной изоляции. Он понимает, что искусство не может изменить общество. Он обращается к теме офицерской жизни. «Офицер и денщик», 1850-1851г Картина Анкор, ещё Анкор! 1851-52 Рисунок «Домашний вор», 1852. Женою застигнут проигравшийся муж, крадущий драгоценности, а в зеркале отражается сцена происходящая в соседней комнате – игроки за столом. Это произведение похоже на предыдущее. Но здесь больше трагизма. У человека есть семья, и он этого не ценит. В 1852 году у художника появились симптомы душевной болезни. Федотов умер 14 ноября 1852 года на руках своего верного денщика Коршунова – солдат, состоящий при офицере для личных услуг, после 5 месяцев болезни. Ему было 37 лет. Цензурным распоряжением запрещались известия о болезни и смерти художника. В русском искусстве Федотов выполнял роль нравственно – общественную. Всё его творчество обличает существующий строй и говорит, что при нем человек жить не может. Крамской писал: «Федотов является отражением литературы Гоголя, был явлением наивным, неожиданным и единым. В то время никто не давал значения этому явлению. … от него отнята была поддержка, на него восстали и он был раздавлен». Федотов – художник – сатирик, и его «смех – смех сквозь слёзы». В его комическом всегда есть трагизм. |
Категория: Статьи | Добавил: Библиотекарь (25.12.2012)
|
Просмотров: 514
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Цитаты
Хочу увидеть ангела. Нет, не того, что поведет меня На суд к всевышнему. Но просто ангела, Какому я не чужд. С ямочками на щеках, С глазами простодушными, как звезды, И проницательного — Чтобы догадался, как мы устали жить без ангелов.
Радий Погодин
|