Каталог статей
Цикл бесед о русских художниках.
«Он был нашей совестью…»
Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в семье композитора Александра Николаевича Серова. Он всю жизнь служил искусству, писал оперы и романсы. Мать – Валентина Семёновна, блестящая пианистка и композитор. Ей принадлежат оперы: «Илья Муромец», «Встрепенулись», «Мария Д.Орваль». «Илья Муромец» был поставлен в опере С.И.Мамонтова, главную роль исполнял Шаляпин. Валентина Семёновна 30 лет своей жизни посвятила деревне. Она поехала в Симбирскую губернию для организации помощи населению и осталась там для музыкальной работы с крестьянами. Знакомила их с литературными произведениями русских классиков, проводила беседы на различные злободневные темы. И в 1904 году её выслали за пределы губернии. В 1904 – 1905 году она приехала в Москву и здесь устраивала столовые для бастующих рабочих и организовала передвижную Народную консерваторию» для рабочих подмосковных заводов. Атмосфера дома Серовых была творческая, и она влияла на формирование личности Валентина Серова. В их доме бывали: Пастернаки, Мануйловы, Кончаловские, Бенуа, Дягилев. Серовы дружили с Рихардом Вагнером, Владимиром Стасовым, Глинкой. «Такая традиция высот искусства окружала В.А.Серова уже с колыбели» писал Репин И.Е. По признанию самого Серова рисовать он начал рано, как помнил себя. В городе он любил смотреть в окно и потом рисовал то, что увидел: лошадки, кареты. Отец был рад, что у сына проявилась склонность к рисованию. В 8 лет Валентин был в Мюнхене и был учеником художника Кёппинга. Он усвоил у него ряд профессиональных навыков и приёмов и поэтому его рисунки носили не детский характер. В мюнхенском альбоме есть рисунки лошадок, коров, кроликов. В 1874 году Валентин стал учеником И.Е.Репина. Репин стал для него не только учителем, но и другом, так как у него умер отец. В 1875 году семья приехала в Абрамцево. В Абрамцево жили весело. К Мамонтовым приезжали родственники, художники. Устраивали плавание на плотах, пикники. В 1876 – 1879 годах Серовы уезжают в Киев, лето проводят в Харьковской губернии. А в 1880 году вместе с Репиным совершает поездку в Крым и на Украину. Валентин делает много этюдов. Осенью 1880 года молодой художник был принят в Академию художеств и попал под руководство П.П.Чистякова. У Чистякова Серов прошёл суровую школу, школу рисунка. Профессор Чистяков выделял Серова из учеников и говорил, что не встречал в других учениках такой меры всестороннего художественного постижения искусства. Серову было присуще чувство колорита, светотень, характерность, цельность задачи в превосходной степени. Сам Валентин Александрович всю жизнь был благодарен учителям, которые научили его читать книгу природы, заложили фундамент мастерства, привили любовь к труду художника, знание старых мастеров. Серов учился всю жизнь и его учителями были: Рафаэль, Веласкес и другие. Он говорил: «Нужно, чтоб через новое просвечивало хорошее старое». Ещё во время учёбы Валентин Александрович начал самостоятельную деятельность художника. Дарование портретиста проявилось в нём очень рано. С братьями Мамонтовыми Валентин отправляется в заграничное путешествие по Италии, где он упивается картинами мастеров эпохи Возрождения. Очарованный красотой Венеции он пишет: «…Оттого они и хороши, эти мастера 16 века. Легко им жилось, беззаботно. Я хочу таким быть беззаботным, в нынешнем веке пишут тяжёлое. Ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». В 1885 году Серов совершает уже самостоятельную заграничную поездку. Он побывал в Мюнхене, Голландии. Он любил голландские пейзажи и писал их с удовольствием. Он написал акварель «Амстердам» и в нём впервые проявилось драгоценное качество серовского искусства – видеть красоту эмоциональную выразительность в самом простом, обычном, будничном. Картина «Амстердам» вид города в ненастную погоду. Самый обычный, Серов писал его из окна отеля: город изображён сверху. Динамичность, свобода мазка придают этюду свежесть, трепетность. Живую трепетность натуры мы видим в этюдах 1886 года – «Прудики. Абрамцево», «Зима в Абраицево». Картина «Девочка с персиками», 1887 год. «Девушка, освещённая солнцем» написана в 1888 году летом. «Заросший пруд. Домотканово», 1888год. В январе 1889 года Серов женился на О.Ф.Трубниковой. В это время в частой опере Мамонтова выступал знаменитый итальянский тенор А.Мазини. На Рождество Савва Иванович познакомил Серова с МАзини и заказал его портрет. Заказ пришёлся к стати, так как Серов стал работать над психологией образа. Серов хотел показать сущность певца. Плртрет Анджело Мазини. По другому Серов писал портрет другого итальянского тенора Франческо Таманьо. Портрет Константина Коровина. Портрет Исаака Левитана. Портрет М.А.Морозова, 1902 год. В 1911 году, будучи уже знаменитым художником, Серов пишет портрет крупного дельца В.Гиршмана. В 1901году Серов написал пленительный портрет ребёнка «Мика Морозов». В предреволюционный период Серов пишет ряд портретов великих деятелей русской литературы и театра. В канун первой русской революции Серов встретился с Горьким и увидел в нем человека связанного с пролетариатом. В 1905 году он написал портрет М.Горького. Портрет Ф.И.Шаляпина, 1905 год. В той же традиции портрета – монумента выполнил Серов портрет М.Н.Ермоловой. Портрет Генриетты Леопольдовны Гиршман. Она была одной из красивейших женщин Москвы. Она была женой известного дельца и мецената В.О.Риршмана. Портрет оригинальный в трактовке натуры и цвете. Портрет приобрёл Третьяков. Стройная женщина в черной бархатной кофте стоит у туалетного столика. В картине разработан интерьер – здесь и карельская береза, и зеркала, и хрусталь. Зеркало отражает всю обстановку будуара, а справа виден и сам художник. Художник создал удивительное сочетание стиля и характера и передал образ светской женщины. Картина передаёт теплоту и интимность. Портрета Генриетты Гиршман. Портрет Орловой О.К. В портрете И.М.Москвина Серов ещё лаконичнее. В.И. Качалов. Эскиз афиши с изображением Анны Павловой. Портрет балерины Тамары Карсавиной. «Портрет Софьи Олсуфьевой», 1911 В 1901 году Серов приобрел усадьбу в Финляндии, близ деревни Ино. Картина «Дети» (1899). Картина «Купание лошади» написана тоже в Ино. Этюд «Осень. Домотканово» (1892). Картина «Октябрь. Домотканово» (1895). Картина «Баба с лошадью», 1898 год. Картина «Зимой», 1898 год. Валентин Александрович всегда любил лошадей и посвятил им ряд работ: «Лошади у пруда», «Лошади на взморье». «Пушкин в парке». Ряд работ посвящён сказкам Пушкина, иллюстрации. В 90 годах 19 века Серов сближается с группой художников «Мир искусства». Это повлияло на Серова, он увлёкся русской историей. Валентин Александрович в творчестве обращается к исторической тематике. «Пётр 2 и цесаревна Елизавета на псовой охоте» (1900). Картина «Царь Петр 1 на псовой охоте», 1902. Картина «Петр 1», 1907. Картина Петр I в Монплезире, 1910 - 1911 "Выезд императрицы Екатерины II на соколиную охоту". «Солдатушки, бравы ребятушки!», 1905.
В 1895 году Мамонтов предложил Серову иллюстрировать басни Крылова. «Квартет» , «Лев состарившийся», Басня «Ворона». В годы первой русской революции Серову тягостно жилось в России. И в 1907 году он едет в Грецию. Греция произвела на него огромное впечатление. Он писал жене: «А хоть и жарковато, но хорошо здесь в Афинах... Никакие картины, никакие фотографии не в силах передать этого удивительного ощущения от света, лёгкого ветра, близости мрамора. В музеях есть именно такие вещи, которые я давно хотел видеть и теперь вижу, а это большое удовольствие». У Серова был интерес к античному искусству и поездка этот интерес подогрела. ОН получил заказ на роспись одного из московских особняков. Эта работа подогревала его интерес к античности. В течение нескольких последних лет Серов пишет картины на мифологические мотивы. Он выполнил красочное панно «Похищение Европы». «Похищение Европы». В 1910, 1911 годы Серов пишет портреты известной балерины Иды Рубинштейн. Портрет Иды Рубинштейн — картина Валентина Серова, написанная в 1910 году в Париже. В этом портрете нашла отражение тема «жизни напоказ», увлекавшей художника в поздний период творчества. На картине изображена Ида Рубинштейн — знаменитая танцовщица и актриса, чья жизнь проходила под пристальным вниманием публики. Серов увидел Рубинштейн на парижской сцене и нашёл в ней воплощение Древнего Востока. «Монументальность есть в каждом её движении, — восхищался художник, — просто оживший архаический барельеф». В портрете Иды Серов использовал новые изобразительные средства, близкие к модернизму. Портрет экспонировался на выставке «Мира искусств» в 1911 году и на международной выставке в Риме. Работа была плохо принята современниками и лишь после смерти художника оценена по достоинству. Умер 22 ноября 1911 года. «Бывают смерти, в которые не веришь, — писал в статье Н. Рерих, — целый день требовали опровержений. Не хотели признать ужасного и непоправимого...» Друзья на руках внесли гроб в Третьяковскую галерею, где была отслужена лития. Серова оплакали и как художника, и как друга, и как человека. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве. А.Бенуа писал о Серове: «Этот молчаливый, часто угрюмый человек был влюблён в жизнь, во всю её пестроту: он шум её любил, суматоху… он был зорким, страстным и усердным наблюдателем жизни… Но Серов был не только внимательным зрителем жизни, он был её горячим участником. Серов был самым ревностным другом и самым чутким к своему долгу гражданином… гражданином готовым даже на героические поступки и на всякие жертвы в отстаивании своих убеждений. И надо было слышать, каким гневом наполнялась сдержанная речь его, каким заревом пламенело его спокойное лицо, чтобы почувствовать присутствие здесь не одних минутных вспышек, но целой стихии. Эта стихия Серова была правда, правдивость… он был нашей совестью…» |
Категория: Статьи | Добавил: Библиотекарь (25.12.2012)
|
Просмотров: 619
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Цитаты
V
Воздух живет той жизнью, которой нам не дано уразуметь — живет своей голубою, ветреной жизнью, начинаясь над головою и нигде не кончаясь. Взглянув в окно, видишь шпили и трубы, кровлю, ее свинец; это — начало большого сырого мира, где мостовая, которая нас вскормила, собой представляет его конец преждевременный... Брезжит рассвет, проезжает почта. Больше не во что верить, опричь того, что покуда есть правый берег у Темзы, есть левый берег у Темзы. Это — благая весть.
Иосиф Бродский, "Темза в Челси"
|