К 110-летию со дня рождения прославленного советского лётчика-истребителя, трижды Героя Советского Союза, маршала авиации
Александра Ивановича Покрышкина.
6 марта 1913 года в многодетной семье фабричного рабочего родился Александр Покрышкин, легенда отечественной военной авиации. Он рос на рабочей окраине города Новониколаевска, детство и юность его прошли в бедности. Знакомство Александра Покрышкина с авиацией произошло в возрасте 12 лет, когда он впервые увидел прилетевший агитсамолёт. О своих юношеских впечатлениях от этой судьбоносной встречи А. Покрышкин вспоминал: «Я потрогал самолёт, пощупал его крылья и сказал: буду только лётчиком».
Мечте мальчика суждено было сбыться. Он получил хорошее образование: окончил 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников, Ленинградскую военно-теоретическую авиашколу, 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков им. А. Ф. Мясникова. Как воспоминали его одноклассники, «Покрышкин был немногословен. Учился отлично. Был грамотнее других. Но никогда не кичился своей грамотностью». Он не давал себя в обиду, мог достойно ответить своему обидчику, в том числе и физически. «За друзей всегда стоял горой. Смелый. Отчаянный даже. Но справедливый», – вспоминает о Покрышкине его товарищ.
Командующий воздушной армией Константин Вершинин называл Покрышкина «самым искусным мастером воздушных боёв». А Президент США Франклин Рузвельт восхищённо сказал о нём: «Покрышкин, несомненно, самый выдающийся лётчик Второй мировой войны».
19 августа 1944 года, один из самых результативных летчиков-истребителей СССР в третий раз получил звание Героя Советского Союза.
Александр Иванович Покрышкин начал свой путь с авиатехника. Будущий ас поступил на службу в Красную Армию в 1932 году, затем он работал по своей должности вплоть до 1938 года. Но его манило небо – Покрышкин втайне от начальства освоил программу гражданского пилота, что впоследствии открыло ему путь в Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени А.Ф. Мясникова. После ее окончания в 1939 году он начал службу в качестве летчика-истребителя.
Начало Великой Отечественной войны Александр Иванович встретил на территории Молдавии. «В первые же дни войны, 3 июля, уже имея несколько побед в воздухе, лётчик был сбит зенитным огнём над рекой Прут». В санчасти Александр Покрышкин начинает вести тетрадь «Тактика истребителей в бою», куда заносит свои соображения и расчёты, рисует схемы разных вариантов поведения лётчиков во время воздушного боя. Впервые дневниковые записи легендарного лётчика о ведении боёв, сбитых им самолётах были продемонстрированы в документальном фильме о Покрышкине «Патриот».
Александр Покрышкин известен как реформатор боевой авиационной тактики. В результате постоянного анализа ведения воздушных боёв с противником он вырабатывал свой стиль боя, а затем теоретические выкладки проверял в бою, постоянно совершенствуя их. Так, например, он разработал и внедрил новые приёмы в действия авиации, такие как иные боевые порядки самолётов-истребителей, практику «свободной охоты», использование наземных радаров, а также новаторскую систему подготовки лётчиков. Он сам обучал молодых специалистов. «В результате настойчивой и целеустремленной работы Александру Покрышкину удалось создать ту критическую массу воздушных бойцов высокого класса, которые в решающей схватке весной 1943 года в кубанском небе сумели переломить ход воздушной войны и впервые отобрали у немцев господство в воздухе. Он никогда не ждал нападения, атаковал сам, при одном появлении самолёта Покрышкина немецкие посты оповещения били тревогу: «Внимание! Внимание! В воздухе Покрышкин!»
Александр Иванович Покрышкин без остатка отдал себя своей профессии. Он первым стал трижды Героем Советского Союза. За время Великой Отечественной войны он пролетел с боями 240 тысяч километров. Официально на счету у выдающегося лётчика было 59 воздушных побед, однако некоторые военные историки говорят об иной цифре, которая превосходит отметку в 110 выигранных боёв. Родина высоко оценила его воинские подвиги, он был отмечен многочисленными наградами.
|