«День российского кино». "Тихий Дон".
Продолжаем разговор о фильмах по произведениям М.А. Шолохова.
«Ти́хий Дон» -советский трёхсерийный драматический художественный фильм-эпопея, снятый в 1957—1958 годах режиссёром Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым по одноимённому роману Михаила Александровича Шолохова.
Фильм рассказывает о судьбах людей во время Первой мировой войны (1914—1918), Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны в России (1917—1922), о крушении устоев и идеалов донского казачества России в начале XX века, о личной трагедии главного героя -Григория Мелехова.
Герасимов выбрал этот роман для экранизации, потому, что это было одно из любимых его произведений. Подготовка и осуществление этой работы продолжалась более двух лет и при всей своей сложности принесла участникам фильма огромное наслаждение.
Но сначала искали актеров для ролей.
Аксинью искали долго. Очень долго. Даже писали председателям колхозов в казачьих селах: посмотрите подходящую женщину среди местных жителей. Но была актрис, которая мечтала сыграть эту роль, ей была Элина Быстрицкая. Она сама позвонила Герасимову. Он пригласил ее на встречу и дал прочитать небольшой фрагмент из книги Шолохова. Она думала, что Герасимов ее забраковал, а режиссер наоборот был убежден, что наконец-то повстречался с по-настоящему серьезной актрисой. Решающее слово было за Шолоховым. Среди множества кандидатур на роль Аксиньи была отобрана Элина Быстрицкая.
А Мелехова все не было и не было. Во время проб Герасимов обратил внимание на одного из актеров, очень сильные глаза заставили приглядеться к актеру повнимательнее. Актер заговорил… И пожалуй, голос-то как раз и решил дело. Это был артист П. Глебов, зашедший на студию мимоходом, с намерением сниматься в эпизоде. Герасимов попросил ассистентов загримировать его Мелеховым. А утром, придя на студию, он увидел идущего по коридору Григория Мелехова. Он был похож необыкновенно на того самого Григория Мелехова, который встает со страниц романа. Но предстояло еще показать нового Григория Мелехова М. Шолохову. И когда пробы были отсняты и Шолохов посмотрел их, Михаил Александрович сказал: – Он. Он живой и есть.
А вот Дарью, Шолохов забраковал, и ассистенты режиссера заново искали подходящую кандидатуру на эту роль, пока не нашли Людмилу Хитяеву.
Уже пройдя пробы, Людмила Ивановна написала заявление, что не сможет утонуть, как требует того сценарий «ввиду отсутствия способностей и страха перед водой». Прочитав заявление, режиссер отшутился: «Не волнуйся, утопим как следует». Эпизод гибели Дарьи снимался тринадцать раз, пока Герасимов не добился максимального правдоподобия.
После утверждения актеров, режиссер собрал съемочную группу и объявил: «Мы начинаем работу над „Тихим Доном“, и вам предстоит стать другими людьми». Он предупредил мужчин, чтобы подготовили свои руки — они должны стать похожими на руки людей, работающих на земле. Такой же совет дал и актрисам: "Стирайте побольше, чистите посуду, скоблите полы, наведите порядок дома. У себя все сделаете — соседям помогите«.
Первым зрителем этого фильма был Шолохов. Осенью 1957 года он приехал в маленький просмотровый зал киностудии имени Горького, сел на второй ряд и тут же задымил сигаретой, хотя курить в кинозале не разрешалось. Киногруппа разместилась у него за спиной. И вот показ закончился, все смотрели на его спину и на гору окурков в пепельнице, а вот понравилось или нет - было непонятно. И когда Михаил Александрович развернул лицо, оказалось, что его глаза были заплаканы.
Этот фильм был удостоен разных наград. Первой серии была присуждена премия за цвет на МКФ в Брюсселе(1958), третьей серии — главный приз «Хрустальный глобус» на XI МКФ в Карловых Варах (1958), 1-я премия и премия за режиссуру на I ВКФ в Москве (1958).
Но главное, что этот фильм любим многими поколениями зрителей до сих пор!
Читайте и перечитывайте книги! |