Четверг, 25.04.2024, 05:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Вавилонская библиотека

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Цикл бесед о русских художниках.
Илья Ефимович Репин
(1844 – 1930)
«Жизнь просится на холст…»

Творчество И.Е.Репина – одно из самых значительных и ярких явлений русской культуры.

И.Е.Репин родился 5 августа 1844 года на Украине, в местечке Чугуеве, в 60 км. От Харькова. Город утопал в садах, и когда цвели вишни и яблони становился еще красивее. Репина всегда потрясала эта красота.
Отец художника Ефим Васильевич 25 лет нес военную службу. Мать – Татьяна Степановна. Семья жила то в достатке, то в бедности. Но всегда в семье царила атмосфера тепла, добра и любви друг к другу.
Еще в детстве у мальчика пробудился интерес к творчеству. Он любил рисовать цветными карандашами, вырезать из бумаги фигурки зверей и лепить из глины. Но самым увлекательным занятием стало рисование красками.
В 13 лет мать определила Илью в местную школу военных топографов.
«После долгих ожиданий и мечтаний я попал, наконец, в самое желанное место обучения, где рисуют акварелью и чертят тушью».
Первые уроки живописи Репин получал у живописца И.М.Бунакова, с которым вместе работал по церковной живописи, когда школу закрыли, он расписывал церковь.
В 19 лет скопив деньги, Илья отправился в Петербург. И в этом же 1863 году он поступил в Академию художеств.
Художник Крамской впервые заметил молодого Илью Репина и пригласил его к себе. Задушевные беседы за самоваром их сблизили. Крамской принял Репина на воспитание и формировал его художественное сознание.
В Академии произошел бунт 13, который возглавил Крамской, студенты отказывались писать работы на мифологические темы.
Студенты, покинувшие Академию организовали артель художников. Репин стал в артели своим человеком. Отношения между Репиным и Крамским были очень близкие. Крамской был ему отцом, а артель была домом, где ему всегда были рады.
Большое влияние на Репина оказал Читсяков Павел Петрович.
В академические годы Репин пишет портреты. В них проявляется Репин: самостоятельность композиции, смелость цветовых созвучий, умение выявить индивидуальность каждой личности.
Пишет работы на библейские темы и проявляет недюжимые художественные способности.
В мае 1865 года за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» Репин получил вторую серебряную медаль и ему было присвоено звание свободного художника, что освобождало от податного состояния и от телесных наказаний.
Репин закончил Академию в 1871 году, им была написана выпускная работа «Воскрешение дочери Иаира».

Картина «Бурлаки на Волге» 1870 – 1873. Картина стон, бурлаки не поют, а тянут свою тяжёлую лямку.
В 1873 году он воспользовался своим правом путешествия за границей и с женой и маленькой дочкой поехал за рубеж. Он побывал в Австрии, Германии, Италии и в Париже.
Отчетом о поездке стала картина «Садко», за которую он получил звание академика.
В 1876 году Репин возвращается на Родину.
Он пишет портрет «Дерновая скамья», 1876 год.
Картина «Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 году», 1898 год.
В Москве Репин познакомился с С.И.Мамонтовым. Он гостил у него в Абрамцеве. Делал здесь зарисовки картины «Крестный ход в Курской губернии». Работу над ней художник начал в 1881 году и закончил в 1883 году.
И к 1876 году относится эскиз «Под конвоем».
А в 1880 году Репин начал работать над картиной «Арест пропагандиста».
Еще героичность показана в картине «Отказ от исповеди перед казнью».
Картина «Не ждали», 1884 год.
Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1882 - 1885 год.
Эта картина – мировой шедевр. В этой картине Репин стремился воплотить обуревавшие его чувства.
Летом 1878 года Репин был в Абрамцеве и здесь он прочитал озорную грамоту – ответ казаков турецкому султану. И возникло желание написать картину. Но картина была закончена в 1891 году.
Репин познакомился с историческими исследованиями о Запорожской Сечи, объездил Запорожье. Сделал много этюдов портретных, костюмы, предметы быта, оружие.
Картиной он воспевает народ, который отстоял свою свободу. Народ главный герой репинского произведения. Мы видим здесь целую галерею образов, объединенных одним порывом. Казаки сочиняют письмо турецкому султану, герои смеются, хохочут или грозно молчат. Их реакция – это проявление силы, мужества, бесстрашия. Каждый герой картины индивидуален, у каждого свой характер, темперамент
В 1891 году Репин устроил свою персональную выставку.
Портретная живопись Репина.
Исследователи портретов Репина утверждали, если бы Репин написал лишь портреты Мусоргского и Стрепетовой или только серию портретов «Заседание государственного совета», он и тогда бы остался великим художником в истории отечественного искусства.
Часто портрет становился началом или выражением обоюдного интереса, дружбы.
«Портрет Мамонтова и его жены Елизаветы Григорьевны» - абрамцевский круг общения. Здесь в Абрамцеве он много работал. Здесь были написаны картины – этюды «На меже», «На мостике в парке» картины о природе и человеке.
Он дружил с Третьяковым и его семьей. «Портрет Третьякова».
Портреты Пирогова Н.И., Семенова Н.Н., Бехтерева В.М., Тарханова И.Р., Менделеева, Павлова И.П.
«Портрет Стрепетовой П.А.» Портрет удивителен, его хочется смотреть много, и всегда находишь новое. Он так же многообразен как и сама актриса в созданных ею ролях.
Картина «Отдых».
Картина «Портрет дочери Нади».
Портрет Толстого Л.Н., Гаршина В.М., Лескова Н.С., Аксакова И.А., Горького М., Короленко К.Г., Чуковского К.И.
Портреты художников Сурикова, Крамского, Куинджи, Шишкина, Васнецова, Серова.
Репин писал художников, людей культуры с особой заинтересованностью. Он многих знал и со многими из них дружил.
Репин был дружен с Л.Н.Толстым. Их знакомство произошло в 1880 году в Москве, навестил Репина в его мастерской. «Портрет Толстого» был написан после 7 лет знакомства с ним. Портрет написан просто, но в этой простоте – большая мудрость художника. Репин воспринимал Толстого, как человека могучей силы ума и крайней простоты.
Репин очень любил музыку и часто слушал её, она вдохновляла, рождала замыслы картины и определяла цветовую гамму произведения. Художник любил песни и сам хорошо пел.
«Портрет Мусоргского».
Репин преподавал а Академии художеств.
Репин писал графические портреты.
«Портрет Элеоноры Дузе», 1891 год.
«Портрет М.К.Тенишевой», 1898 год.
«Портрет В.В.Стасова», 1900 год.
«Портрет В.А.Серова», 1901 год.
Портреты поражают крепостью и красотой рисунка, обаянием.
«Портрет Элеоноры Дузе», 1891 год. Последний шедевр живописи Репина «Заседание Государственного совета» (1901 – 1903). Это был царский заказ. Картина посвящалась 100 – летию Государственного совета, который был учрежден в 1801 году. Художник поставил одно условие – все сановники позируют ему в мундирах, в полном блеске, в зале заседаний. Репин написал 60 портретов.
В 1900 году Репин купил дачу на Карельском перешейке, он её называл «Пенаты» и сюда съезжались его друзья и знакомые (писатели, художники, композиторы, ученые, врачи). Обычно собирались по средам «пенатские среды» - читались новые произведения, устраивались концерты, читались лекции о научных открытиях. Здесь он написал: «Пушкин на набережной Невы» (писал почти 30 лет), «Черноморская вольница», «Крестный ход в дубовом лесу».
В 1917 году – революция в России.
Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта „мерзость“ рухнет». Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Сам Репин об этой картине говорил: «„Быдло“ — глубоко развращённое существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают…» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, уговоры друзей не возымели действия; в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего.
В последние годы жизни Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Художник скончался 29 сентября 1930 года в Куоккале, где и был похоронен в парке своих любимых «Пенат», неподалёку от дома и «Чугуевой горки» — как художник называл возвышающийся на его участке холм.
В 1930-е годы начинается настоящий культ Репина на родине, когда его работы стали образцами периода социалистического реализма в СССР. Имя Репина встало в одном ряду с именами Толстого, Мусоргского и Римского-Корсакова. Репин сам написал работы на темы революции, такие как: «Расстрел демонстрантов», «Красные похороны» и «У царской виселицы», которые он подарил музею революции по случаю визита делегации советских художников летом 1926 года. Среди этих картин есть «Портрет Керенского».

Успех Репина заключался в том, что он много работал и это подтверждают его слова: «И при гениальном таланте только великие труженики могут достигнуть в искусстве абсолютного совершенства форм. Эта скромная способность к труду составляет базу всякого гения».
Категория: Статьи | Добавил: Библиотекарь (27.11.2013)
Просмотров: 600 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Цитаты
Весна, весна, пора любви,
Как тяжко мне твое явленье,
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови...
Как чуждо сердцу наслажденье...
Всё, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье.
______

Отдайте мне метель и вьюгу
И зимний долгий мрак ночей.

А. Пушкин, 1827 г.
Группы "ВКонтакте"
Форма входа
Поиск